Наличие документов, которые являются доказательством уплаты каких — либо услуг, значительно упростит жизнь в случае спорной ситуации. Поэтому следует хранить квитанции, пока не истечет время возможных исковых претензий со стороны получателя денежных средств. Сколько лет хранить квитанции платежей за различные услуги, и как правильно это делать, мы разберем в этой статье.
Зачем хранить квитанции
Срок хранения квитанций об оплате согласно ГК РФ, устанавливающему трехлетний срок исковой давности — 3 года. Хотя закон и не предусматривает обязательного наличия таких документов, это следует сделать для собственного спокойствия.
Любое учреждение, которое является получателем денежных средств, в течение 3 лет может подать иск и выставить долг за любой период времени. И чтобы без лишней волокиты доказать свою правоту, хранить квитанции ЖКХ следует в течение трехлетнего периода.
Различные недоразумения нередки в случае сбоев в работе банковской системы, переезда учреждения, утраты данных о внесенных платежах. При этом вина за случившееся, конечно, лежит на банке. Но в большинстве случаев его работники пытаются скрыть свою халатность, перекладывая ответственность на плательщиков. Именно тогда очень выручит наличие платежных документов. Квитанции по оплате суды принимают как доказательство правоты ответчика.
Срок исковой давности
Минимальный период исковой давности в 2019 — 3 года. А значит, это и есть время, сколько хранить квитанции об оплате коммунальных услуг. Такая мера обезопасит плательщика от возможных проблем до момента истечения срока исковой давности. Также следует требовать у банка документы, подтверждающие полное погашение какой – либо задолженности.
Но это не значит, что ровно через 3 года с момента оплаты квитанции нужно выбросить. Они не займут много места. Поэтому лучше перестраховаться и оставить их еще на какое – то время. Юристы советуют поступать так из – за некоторых разночтений статьи 199 ГК РФ. В ней есть лазейка, дающая право компании – истцу предъявлять исковые претензии и после истечения трехлетнего периода по причинам, от нее не зависящим. К ним относят различные форс — мажоры, включая землетрясение, наводнение, госпереворот, эпидемию и т. д. На время какой – либо нестандартной ситуации приостанавливается и действие исковой давности, а когда она закончится – все возобновляется. Что именно банк посчитает форс – мажором — неизвестно. Но его интересы точно не пострадают, поэтому лучше еще пару лет подержать квитанции у себя.
Покупка либо продажа недвижимости
Распространенная ошибка – продажа своей недвижимости с задолженностью по ЖКХ, хотя законом это не запрещено. Но тот же закон позволяет новому владельцу квартиры не оплачивать долги предыдущих владельцев. Таким образом, возврат задолженности все равно будут требовать у экс – хозяина квартиры.
Если даже нет задолженностей по коммуналке, покупателям все равно нужно будет предоставить все документы, включая платежки ЖКХ. Сегодня никто не хочет связываться с жильем, на котором «висят» долги.
Итак, сколько хранить коммунальные квитанции? Если жилье потребуется продать, лучше их не выбрасывать вообще, чтобы убедить покупателя, что он приобретает недвижимость без долгов.
Для каждого типа квитанций лучше завести отдельную папку определенного цвета. Это ускорит поиски нужного документа. Их распределяют по годам и видам платежей.Затем подшивают, подклеивают или складывают в прозрачные файлы, которые крепят к папке – сшивателю. При этом очень важно, чтобы квитанции были правильно оформлены, иначе в нужный момент они могут оказаться недействительными.
Оплата через он – лайн банкинг
Сегодня многие предпочитают оплачивать свои счета он – лайн. Это быстро и удобно. Но не следует забывать сразу же распечатывать квитанции об оплате. Полагаться на то, что история оплат сохранится в личном кабинете навсегда – не стоит. Доступной эта информация будет в течение определенного времени. Поэтому откладывать «на потом» распечатку квитанций не следует.
Хранение квитанций очень выручит во многих случаях, например:
- при изменении банком ПО, с помощью которого оплачивались счета;
- в случае утери данных работниками финансового учреждения по причине халатности;
- при смене собственника объекта жилищного фонда;
- в результате ошибки оператора банка, который перечислил средства другому получателю;
- в случае утери отчетной финансовой документации банком;
- при смене тарификации оплаты за различные услуги.
Как известно, предприятия ЖКХ и финансовые конторы не спешат разбираться с причинами появления плательщиков в списках должников. Им легче свалить всю вину на потребителя, который будет вынужден тратить время и нервы, доказывая свою правоту. Именно поэтому систематизированное и аккуратное хранение квитанций об уплате – залог спокойной жизни в условиях сегодняшних реалий.